воскресенье, 4 ноября 2007 г.

Летаргия. День первый

Капли дождя раздражённо стучали по металлической крыше районного ПНД. Монотонный звук разбивающихся на множество частей капель будто пел гимн всей той концентрации инфернала, что многие года скапливался в стенах диспансера. Они были олицетворением вечному дроблению сознания, размножения мысли и одним своим существованием нагло опровергали один из главных законов философии о переходе количества в качество. Свинцовые тучи, парящие в небе, будто прессом давили на рассудок жителей последнего пристанища больного разума и до слуха незадачливого прохожего, в столь неприятную погоду идущего мимо, доносились стоны и периодические вскрики. Он, наверное, мог бы подумать, что это звуковой поток чистой мысли, проявление дифференцированных идей, которым так и не суждено быть расшифрованными или симфония радости, печали и тоски о чём-то далёком и недосягаемом. Иногда это произведение Малевича нарушала редкая молния, разрывающая на куски плоть реальности, оголяя её кости и проливая кровь. Всё это сопровождалось волной грома, которая окончательно выбивала некоторых пациентов из психического равновесия и заставляла одних подскакивать на месте, других забиваться под кровать и нервно грызть ногти.

Одним из представителей редкого вида психически ненормальных был Бенедикт Вениаминович, во всяком случае, именно это имя отчество было указано в немногочисленных его документах. Были это его документы, и были ли они вообще настоящими, никто не знал, да и не придавал этому совершенно никакого значения. Главное, что он откликался, когда его звали на очередные процедуры, и вообще не протестовал с подобным положением вещей. Большинство времени Бенедикт посвящал медитации и размышлениям о высоких материях. Кто знает, возможно, он и был источником передаваемой информации, или же наоборот улавливал её и всё же пытался как-то расшифровать, мечтая однажды сыграть серьёзную роль в судьбе мира и окончательно и бесповоротно изменить будущее человечества. Он был единственным, на психику которого разбушевавшаяся погода никак не влияла, и это явное преимущество возвеличивало его в глазах соседей, создавала образ неприступности, а вместе с его природной спокойностью и молчаливостью придавала определённый шарм мудреца, которому давно наскучила окружающая суета. Будто он намеренно попал в ПНД, найдя среди карнавала безумия тихую гавань для своей каравеллы познания.

Он размышлял об устройстве мира, душе и Духе, искал Истину, смысл бытия и пытался установить контакт с Богом. В жизни он встречал многих, идущих параллельным его пути, но почти всем им, по сути, было наплевать на реальность, в процессе познания они находили убежище от окружающего мира, а накопленные знания помогали справиться с комплексом неполноценности, вызывая уважение со стороны. Некоторые помогали ему, становясь на время проводником информации, некоторые мешали, пытаясь сбить с направления, считая собственный вектор более правильным. Таких людей было не много, а ещё меньшее количество могло назвать Бенедикта другом. В день, когда он исчез для мирского существования, его бросила любимая женщина, это уничтожило единственную ниточку, связывающую его с окружающим. Ей на него с того момента стало окончательно наплевать, а остальные если и заметили исчезновение, то искать не стали. Он стоял перед выбором «куда деваться?», оставлять всё как есть не было ни сил, ни желания. С начала он подумывал уйти в монастырь, но монашеская жизнь, хоть и привлекала его спокойствием и умиротворённостью, не давала той степени уединения, которую смогло дать окружение неадекватными людьми. Они, конечно, были физически рядом и в начале пытались выйти с ним на контакт, но, убедившись в безрезультатности попыток, бросили столь неблагодарное занятие. С тех пор единственным, что нарушало его размышления, был голос медсестры оглашающей перерывы на принятие лекарств и пищи.

Фактически пациенты диспансера были Бенедикту совершенно безразличны. Он почти не замечал их присутствия, в редкие моменты удостаивая вниманием новоприбывшего. Все они интересовали его лишь в качестве объектов изучения. На групповой психотерапии он с интересом слушал истории их жизни, и будто в музей проникал в их внутренний мир. Человек был для него как открытая книга, прочитав которую забрасывали на антресоль или чердак покрываться пылью в ожидании следующего читателя, который вовсе не всякий раз находился. Подобное безразличие возможно и оскорбляло чувства, но никто из них не был по настоящему достоин внимания, представляя собой серую посредственность. Все хитросплетения судеб вовсе не предавали им значимости, сами люди в этом случае были просто пешками в шахматной игре добра и зла.

Несмотря на это Бенедикта нельзя было обвинить в чёрствости. Те люди, которые всё же представляли собой личность, при встрече с ним вызывали у него восхищение и уважение, а иногда и сочувствие. Столь критичная оценка окружающих была защитным рефлексом, выработанным за долгие годы разочарований, связанных с отверженностью Бенедикта обществом. В данном ракурсе общество диспансера выглядело как нельзя хуже. Подавляющее большинство не стоило никакого внимания, и в тоже время почти у каждого из них были люди за них переживающие. Они, не смотря ни на что, были кому-то нужны. Бенедикт не был нужен никому. Он сравнивал себя с облаком, видом которого восхищались романтичные девушки, само облако их не интересовало.

Бенедикта облака интересовали, и даже сейчас он восторженно наблюдал за гигантами, нависшими над землёй. Каждому из них он придумал имя и разговаривал с ними в своих мыслях. Он скорбел об их скорой смерти, но находил в ней продолжение жизни, которую они дарили своей влагой всему живущему. Уже одно существование облаков оправдывало в глазах Бенедикта великий потоп, ибо все жившие в те времена люди не стоили и одного такого облака. В отличие от них, допотопные люди представлялись ему никчёмными эгоистами, не давшими миру ничего. Никогда он не задумывался о том, что если не было бы тех людей, то и облакам не суждено было бы появиться.

Комментариев нет: